Горячая линия

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (961) 301-0-103

Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора

+7 (800) 555-49-43

Телефон единого консультационного центра финансовых услуг

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (800) 100-29-26

Новости

4 февраля 2022

Протокол №1

ПРОТОКОЛ

04.02.2022 года №1

Заседания межведомственной комиссии по защите прав потребителей
в Орловском районе

Председатель
- Зайцева Е.Д., заведующий ОЭиП Администрации Орловского района
Секретарь - Щебет О.В., ведущий специалист ОЭиП Администрации Орловского района

Присутствовали: 32 человека (список прилагается).


ПОВЕСТКА ДНЯ:

Анализ результатов областной рейтинговой оценки деятельности Орловского района по обеспечению защиты прав потребителей по итогам 2021 года.

2. Об организации проведения мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей в 2022 году.

3. Особенности обязательной маркировки отдельных видов товаров.
4. Об организации работы по защите прав потребителей при продаже товаров через интернет-магазины и возникающие проблемные вопросы.
1.СЛУШАЛИ:
Зайцева Е.Д. – Заведующий отделом экономики и прогнозирования Администрации Орловского района.
Заслушав информацию по первому вопросу, комиссия отметила, что в 2021 году на телефоны «горячей линии» поступило 13 обращений граждан по различным направлениям сферы, из них:
- торговля – 8 (61,5%);
- бытовые услуги - 5 (38,5%);
Всего за 2021 год специалистами Администрации Орловского района:
- дано консультаций потребителям – 43;
- рассмотрено письменных жалоб, обращений -24,
из них: урегулировано во внесудебном порядке по письменным обращениям - 24.
Вместе с тем, специалистами отдела экономики и прогнозирования Администрации Орловского района в отчетном году оказана помощь потребителям в составлении 21 претензии.
По итогам работы деятельность муниципального образования «Орловский район» по обеспечению защиты прав потребителей в Орловском районе за 2021 год признана эффективной (220 баллов), что свидетельствует о хорошем качестве проделанной работы в данном направлении (рейтинг 2020 года - 230 балла, оценка «эффективно»).
РЕШИЛИ:
1.1. Информацию докладчика принять к сведению.
1.2. Отделу экономики и прогнозирования Администрации Орловского района продолжить работу по обеспечению защиты прав потребителей на территории Орловского района.

2.СЛУШАЛИ:
Зайцева Е.Д. – Заведующий отделом экономики и прогнозирования Администрации Орловского района.
Ежегодно 15 марта, начиная с 1994 года, в России отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.
В 2022 году Всемирный день защиты прав потребителя проходит под девизом «Fair Digital Finance - «Справедливые цифровые финансовые услуги».
Цифровые финансовые услуги и финансовые технологии привели к значительным изменениям во всем мире:
По данным Juniper Research ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек.
Исследования проведенные Findex показали, что в развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году.
А 39% компаний, по данным JDSpura считают внедрение инновационных цифровых финансовых технологий своим приоритетом.
Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Имеются убедительные доказательства того, что в последние годы эти риски возросли, а кризисы, такие как пандемия COVID-19, усилили эти риски, ведь многие потребители в это время оказались в более уязвимом положении из-за экономических трудностей.
Многочисленные исследования показывают, что экономические кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает скорость построения защиты от таких противозаконных действий.
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников.
Для обеспечения прав потребителей в сфере цифровых финансовых услуг для всех требуется глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающиеся цифровые технологии требуют новых инновационных подходов , в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей на рынке цифровых финансовых услуг и продуктов, счиатет Consumers International.

РЕШИЛИ:
1.1. Информацию докладчика принять к сведению.
1.2. Отделу экономики и прогнозирования Администрации Орловского района в срок до 01.03.2022 года разработать и утвердить план мероприятий, посвященный празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей.

3.СЛУШАЛИ:
Фесуненко Е.В. – Ведущий специалист отдела экономики и прогнозирования Администрации Орловского района.
С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. Процесс идет вперед, набирая обороты, и в 2020 году к нему присоединились очередные группы товаров. К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.
Маркировка нужна, чтобы государство могло отслеживать полный цикл движения товаров от производителя или импортера до покупателя. Предполагается, что так c рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.
За нарушение правил работы с маркировкой в 2022 году предусмотрена административная и уголовная ответственность. После введения обязательной маркировки Роспотребнадзор будет штрафовать нарушителей и конфисковать нелегальный товар. 
Правительство определило оператором системы маркировки товаров — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). На основе государственно-частного партнерства центр создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак».
ЦРПТ генерирует коды, обеспечивает их защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы, ведет список всех участников оборота. А также работает над созданием единого каталога товаров и разрабатывает цифровую платформу для беспрепятственного обмена товарами со странами Евразийского союза.
Национальный каталог товаров – это часть системы «Честный знак». Его задача собрать полную базу товаров, представленных на российском рынке, и защитить потребителей от фальсификата. Каталог открыт, бесплатен и доступен для всех участников оборота.
Каждый товар маркируют уникальным двумерным Data Matrix кодом, его наносят на упаковку, ярлык или прямо на товар. Код выдается ЦРПТ, и он содержит информацию о продукции в базе данных системы маркировки.
Data Matrix код состоит из двух частей:
код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров;
код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.
Код получает и наносит на товар производитель или импортер. Они не бесплатные – их стоимость 50 копеек за 1 шт. Исключение - коды для маркировки жизненно необходимых лекарственных препаратов стоимостью до 20 рублей и предназначенные для медицинского применения.
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код нельзя подделать, так как в него вложены сложные криптографические технологии.
Перечень товаров, подлежащих маркировке
Обязательная маркировка с 2019 года: табак с марта 2019, шубы с июня 2019.
Обязательная маркировка с 2020 года: обувь с 1 июля 2020, лекарства с 1 июля 2020, фотокамеры с 1 октября 2020, шины с ноября 2020, духи с 1 октября 2020.
Обязательная маркировка с 2021 года: текстиль с января 2021, молочная продукция с 1 июня 2021, упакованная вода с 1 сентября 2021 .
Эксперименты : пиво и пивные напитки, бад, антисептики.
РЕШИЛИ:
1.1. Информацию докладчика принять к сведению.
1.2. Отделу экономики и прогнозирования Администрации Орловского района проинформировать хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Орловского района об основных особенностях обязательной маркировки отдельных видов товаров.

4. Слушали:
Щебет О.В. – Ведущий специалист ОЭиП Администрации Орловского района.
Интернет-магазин — это демонстрация товаров на интернет-ресурсах, прием заказов на них, продажа и организация доставки покупателю, например, в пункт самовывоза. 
Интернет-магазином считается не только отдельный сайт, но и группа в социальной сети или профиль в Инстаграме, если покупатель может выбрать в них товар и заказать его.
Работу интернет-магазинов регулируют несколько законов:
Те, которые подходят для обычных магазинов и бизнеса в целом. Например, отношения с клиентами нужно выстраивать по Закону «О защите прав потребителей».
Специальные нормативные акты, которые регулируют деятельность интернет-магазинов. Например, «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи…» Действовавшие ранее «Правила продажи товаров дистанционным способом» утратили силу с 1 января 2021 года. 
Интернет-магазином будет считаться любой бизнес, который продает товары дистанционно через интернет. Например, у вас может быть офлайн-точка и группа в соцсети — с точки зрения закона это два магазина, обычный и дистанционный.
Под интернет-магазином обычно понимают торговлю с физлицами. Работу с бизнесом регулирует Гражданский кодекс и договорные отношения, «Закон о защите прав потребителей» не действует.
Основные права потребителей
Клиент интернет-магазина — это потребитель, который имеет право на приобретение качественного товара. Этот товар должен соответствовать ГОСТам и другим обязательным требованиям, если такие есть. 
Кроме того, потребитель имеет право получить правдивую информацию о товаре и еще до покупки ознакомиться с условиями оформления заказа, оплаты и доставки.
С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, которое ввело новые правила продажи товаров в розницу. Они будут действовать до 1 января 2027 года. 
В основе этих правил — «Закон о защите прав потребителей», они регулируют отношения между продавцами и клиентами при продаже товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе при дистанционном способе. Поэтому на них нужно обратить внимание.
В частности, в правилах конкретизируется:
Информация, которую должны указывать на сайте юрлица и ИП при онлайн-продажах.
Требования для юрлиц: полное фирменное наименование, основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, а также адрес электронной почты и номер телефона.
Требования для ИП: ФИО (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и номер телефона.
Способ передачи товара покупателю.
Товар передается по указанному адресу, но если покупатель отсутствует — любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа или иное подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа.
Если товар доставлен в срок, но не передан по вине клиента, то последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом.
Возврат денег клиенту после фактического возврата товара.
В документе уточняется, что расходы на осуществление возврата уплаченной суммы за товар ненадлежащего качества несет продавец. А в других случаях распределение указанных расходов осуществляется по соглашению сторон. 

РЕШИЛИ:
1.1. Информацию докладчика принять к сведению.
1.2. Отделу экономики и прогнозирования Администрации Орловского района проинформировать заинтересованных лиц о новых правилах торговли.


Председатель межведомственной
комиссии по защите прав потребителей Зайцева Е.Д.


Секретарь комиссии Щебет О.В.

← Вернуться к списку новостей



Контакты

Горячая линия

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (961) 301-0-103

Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора

+7 (800) 555-49-43

Телефон единого консультационного центра финансовых услуг

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (800) 100-29-26