Программа мероприятий
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТАРАСОВСКОГО РАЙОНА «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
(Утверждена постановлением Администрации Тарасовского района от 11.10.2013 № 1362)
Подпрограмма 1.3. Защита прав потребителей
Политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегической цели социально-экономического курса Правительства Российской Федерации и Администрации Тарасовского района – повышению уровня жизни населения, усилению государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации.
В настоящее время законодательство о защите прав потребителей предоставляет ряд преференций потребителю, как экономически более слабому звену. Однако в связи с тем, что технический прогресс опережает принятие соответствующих правовых актов, актуальным вопросом остается минимизация рисков для участников гражданского оборота, в том числе потребителей.
Правительство Российской Федерации уделяет внимание совершенствованию государственного регулирования сферы потребительских отношений, поскольку равная и реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе.
В Тарасовском районе реализуются функции, предусмотренные статьей 44 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав
потребителей».
Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Тарасовского района благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей Ростовской области, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Цель программы: Создание в Тарасовском районе условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.
Достижение цели обеспечивается за счет решения следующих задач:
формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Тарасовском районе;
обеспечение защиты населения Тарасовского района от недоброкачественных товаров (работ, услуг).
Показателем достижения цели и решения задач является:
доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службой по защите прав потребителей Администрации Тарасовского район 20% от общего количества поступивших обращений.
Основными ожидаемыми результатами в сфере муниципальной программы должны стать:
улучшение условий ведения бизнеса в Тарасовском районе - снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение уровня коррупции;
снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;
повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Тарасовском районе;
обеспечение защиты населения Тарасовского района от недоброкачественных товаров (работ, услуг).
Значения показателей (индикаторов) муниципальной программы в течение срока ее реализации представлены в Приложении № 1 к муниципальной программе.
Общий срок реализации настоящей муниципальной программы рассчитан на период 2014 – 2020 годы.
Этапы реализации муниципальной программы не выделяются.
3.4. Подпрограмма «Защита прав потребителей в Тарасовском районе».
Достижение заявленной цели и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться в рамках реализации следующих основных мероприятий.
Укрепление системы защиты прав потребителей, в рамках которой будут реализованы меры, направленные на формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Тарасовском районе.
Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей, в рамках которого предусматривается проведение работ по обеспечению формирования у населения области навыков рационального потребительского поведения.
Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей.
Мониторинг качества и безопасности товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке области, в рамках которого будут реализованы меры, направленные на обеспечение защиты населения Тарасовского района от недоброкачественных товаров (работ, услуг).
Кадровое обеспечение защиты прав потребителей, в рамках которого предусматривается повышение правовой грамотности в вопросах потребительского законодательства.
Информация об основных мероприятиях подпрограмм муниципальной программы представлена в Приложении № 2 к муниципальной программе.
Наименование подпрограммы |
– |
подпрограмма «Защита прав потребителей в Тарасовском районе» |
|
|
|
Исполнитель подпрограммы |
– |
Администрация Тарасовского района |
|
|
|
Участники подпрограммы |
– |
отсутствуют |
|
|
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
– |
отсутствуют |
|
|
|
Цель подпрограммы |
– |
создание в Тарасовском районе системы защиты прав потребителей, направленной на минимизацию рисков для участников гражданского оборота с учетом динамики развития потребительского рынка товаров и услуг |
|
|
|
Задача подпрограммы |
– |
формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Тарасовского района; содействие органам местного самоуправления Тарасовского района в решении задач по защите прав потребителей; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей |
|
|
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
– |
доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей органов местного самоуправления. |
|
|
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
– |
2014-2020 годы этапы реализации подпрограммы не выделяются |
|
|
|
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
– |
общий объем финансирования подпрограммы за счет средств местного бюджета составляет 105 тыс. рублей: в 2014 году -15тыс. рублей; в 2015 году -15 тыс. рублей; в 2016 году -15 тыс. рублей; в 2017 году -15 тыс. рублей; в 2018 году -15 тыс. рублей; в 2019 году 15 тыс. рублей; в 2020 году -15 тыс. рублей. |
|
|
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
– |
развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Тарасовском районе для оказания населению бесплатной консультационной помощи; оказание консультационных, юридических услуг по обработке обращений граждан, связанных с вопросами защиты прав потребителей, поступивших по телефону, электронной почте, в смс-сообщениях; освещение в средствах массовой информации вопросов по защите прав потребителей в различных сферах потребительского рынка товаров и услуг; обеспечение хозяйствующих субъектов и потребителей информационными материалами по вопросам обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей в различных сферах деятельности; проведение конкурсов по направлению «Защита прав потребителей» среди обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций
|
10.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
«Защита прав потребителей в Тарасовском районе»
Подпрограмма направлена на создание в Тарасовском районе условий для эффективной защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке Тарасовского района.
В настоящее время определены конкретные задачи по организации защиты прав потребителей, обозначена роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозированы результаты и влияние реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.
В Тарасовском районе потребителям оказывается бесплатная консультационная помощь по вопросам защиты прав потребителей.
В целях повышения оперативности и доступности оказания правовой помощи потребителям работает телефон «горячей линии».
Анализ работы показывает, что деятельность по защите прав потребителей значительно повысила активность населения в этой сфере, расширяется спектр вопросов, с которыми жители области обращаются в службу по защите прав потребителей.
Предполагается, что ежегодно служба по защите прав потребителей Администрации Тарасовского района будет рассматривать обращения (консультировать) не менее 60 обращений граждан, а ежегодная доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке, будет составлять не менее 20 процентов от общего количества поступивших обращений.
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что органами местного самоуправления в средствах массовой информации будут систематически размещаться материалы (печатные, интернет-), касающиеся вопросов защиты прав потребителей.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей, и такой выбор невозможен без рынка, который порождается множественностью поставщиков и конкуренцией между ними.
Данная работа приобретает особую актуальность потому, что в настоящее время маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя и заключаются в том, что при обеспечении права потребителя на выбор товаров (услуг) схожих потребительских качеств ни один из видов продукции не имеет объективного конкурентоспособного преимущества, кроме цены.
Это означает, что в настоящее время изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества, в основном, не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Таким образом, в результате снижения административных барьеров, в том числе отмены обязательной сертификации, ослабления государственного контроля за качеством и безопасностью товаров и услуг, увеличился риск реализации на потребительском рынке пищевых продуктов, не соответствующих требованиям, установленным в нормативно-технических документах.
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
В связи с этим важное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей. Для повышения мотивации к углубленному изучению данных вопросов организуется проведение конкурсов среди обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций.
Кроме того, за прошедшие годы была налажена работа по обучению предпринимателей путем проведения семинаров, конференций, форумов.
Популяризация вопросов защиты прав потребителей, повышение уровня информированности населения района, содействие правовому просвещению населения, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке области, повышение качества и культуры обслуживания, формирование навыков рационального потребительского поведения и цивилизованного взаимоотношения потребителей и продавцов (исполнителей) являются одним из приоритетных направлений деятельности Администрации Тарасовского района.
С учетом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является программно-целевой подход.
Реализация мероприятий подпрограммы «Защита прав потребителей в Тарасовском районе на 2014 – 2020 годы» муниципальной программы Тарасовского района «Экономическое развитие» позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей района.
Исходя из приоритетов государственной и муниципальной политики сформулирована цель подпрограммы – создание в Тарасовском районе системы защиты прав потребителей, направленной на минимизацию рисков для участников гражданского оборота с учетом динамики развития потребительского рынка товаров и услуг.
формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Тарасовского района;
содействие органам местного самоуправления в Тарасовском районе в решении задач по защите прав потребителей;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей.
Показателем (индикатором) достижения цели и решения задач является:
доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей органов местного самоуправления.
Основными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы по итогам 2020 года будет:
оказание консультационных, юридических услуг по обработке обращений граждан, связанных с вопросами защиты прав потребителей, поступивших по телефону, электронной почте, в смс-сообщениях;
освещение в средствах массовой информации вопросов по защите прав потребителей в различных сферах потребительского рынка товаров и услуг;
обеспечение хозяйствующих субъектов и потребителей информационными материалами по вопросам обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей в различных сферах деятельности;
проведение ежегодных отраслевых профессиональных, рейтинговых конкурсов, направленных на повышение информированности граждан в вопросах защиты прав потребителей;
проведение конкурсов по направлению «Защита прав потребителей» среди обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций.
Общий срок реализации подпрограммы рассчитан на период с 2014 по 2020 год. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
10.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы «Защита прав потребителей в Тарасовском районе»
Основное мероприятие 3.1. Укрепление системы защиты прав потребителей.
Срок реализации – 2014 – 2020 годы.
Основное мероприятие направленно на формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Тарасовском районе.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается оказание содействия органам местного самоуправления в Тарасовском районе в решении задач по защите прав потребителей, поскольку их деятельность значительно повышает активность населения в этой сфере – расширяется спектр вопросов, с которыми обращаются жители области. Обеспечение предоставления бесплатной консультационной помощи потребителям, в том числе при составлении претензий и исковых заявлений, включая население с низким уровнем дохода. Кроме того, будет использоваться механизм мониторинга по обеспечению защиты прав потребителей в районе.
Основное мероприятие 3.2. Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей
Срок реализации – 2014 – 2020 годы.
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается проведение работ по обеспечению формирования у населения области навыков рационального потребительского поведения. Создание равных возможностей свободного и бесплатного доступа граждан к информационным ресурсам сети защиты прав потребителей.
Основное мероприятие 3.3. Профилактика
правонарушений в сфере защиты прав потребителей
Срок реализации – 2014 – 2020 годы.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей является создание в районе благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей района, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, изготовителями, продавцами, работающими на потребительском рынке.
Основное мероприятие 3.4. Кадровое
обеспечение защиты прав потребителей.
Срок реализации – 2014 – 2020 годы.
Важное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается повышение правовой грамотности в вопросах потребительского законодательства.
10.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
«Защита прав потребителей в Тарасовском районе»
Планируется, что объем финансирования подпрограммы из средств местного бюджета составит в 2014 – 2020 годах составит 105тыс. рублей.
Сведения о расходах местного бюджета на реализацию подпрограммы с разбивкой по основным мероприятиям и годам реализации представлены в Приложении №3 к муниципальной программе.
10.6. Участие муниципальных образований Тарасовского района
в реализации подпрограммы «Защита прав потребителей в Тарасовском районе»
Участие муниципальных образований Тарасовского района в реализации настоящей подпрограммы не предусмотрено.
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
о показателях (индикаторах) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы и их значениях
|
|
Приложение № 2
|
Перечень
подпрограмм, основных мероприятий муниципальной программы
№
|
Номер и наименование основного мероприятия, мероприятия ведомственной целевой программы |
Соисполнитель, участник, ответственный за исполнение основного мероприятия |
Срок |
Ожидаемый непосредственный
|
Последствия
|
Связь с
| |
| |||||||
начала реализации |
окончания
| ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подпрограмма 3 «Защита прав потребителей в Тарасовском районе» | |||||||
14. |
Основное мероприятие 3.1. Укрепление системы защиты прав потребителей |
сектор социально-экономического прогнозирования, координации деятельности предприятий промышленности и торговли |
2014 |
2020 |
1.Формирование эффективной и доступной системы обеспечения защиты прав потребителей посредством повышения квалификации, консультирования, организация и проведение семинаров для специалистов муниципальных образований Тарасовского района по вопросам защиты прав потребителей.
|
1. Невозможность получения эффективной и доступной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей |
Влияет на достижение показателя 3 |
15. |
Основное мероприятие 3.2. Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей |
сектор социально-экономического прогнозирования, координации деятельности предприятий промышленности и торговли |
2014 |
2020 |
1.Организация оказания консультационных, юридических услуг по обработке обращений граждан, связанных с вопросами защиты прав потребителей, поступивших по телефону, электронной почте, в смс-сообщениях. 2.Освещение в средствах массовой информации вопросов по защите прав потребителей в различных сферах потребительского рынка товаров и услуг. 3. Организация и проведение семинаров, «круглых столов» по вопросам защиты прав потребителей |
1. Недостаточная осведомленность граждан о своих потребительских правах и механизмах их реализации |
Влияет на достижение показателя 3. |
16. |
Основное мероприятие 3.3. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей |
сектор социально-экономического прогнозирования, координации деятельности предприятий промышленности и торговли |
2014 |
2020 |
1. Освещение в средствах массовой информации вопросов по защите прав потребителей в различных сферах потребительского рынка товаров и услуг; 2.обеспечение хозяйствующих субъектов и потребителей информационными материалами по вопросам обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей в различных сферах деятельности; 3.обеспечение внесения данных субъектов предпринимательской деятельности в торговый реестр организаций. 4. информирование потребителей о результатах независимых экспертиз и сравнительных исследований товаров, реализуемых на потребительском рынке Ростовской области |
1. Низкий уровень правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Тарасовского района 2. Отсутствие информации для обеспечения принятия и реализации управленческих решений в сфере защиты прав потребителей |
Влияет на достижение показателя 3. |
17. |
Основное мероприятие 3.4. Кадровое обеспечение защиты прав потребителей |
сектор социально-экономического прогнозирования, координации деятельности предприятий промышленности и торговли |
2014 |
2020 |
1.Повышение квалификации, консультирование, организация и проведение семинаров для специалистов муниципальных образований Тарасовского района по вопросам защиты прав потребителей. 2.Обеспечение участия специалистов, курирующих вопросы защиты прав потребителей, в областных и межрегиональных мероприятиях. 3. Проведение конкурсов по направлению «Защита прав потребителей» среди обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций |
1. Отсутствие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей. 2. Снижение эффективности рассмотрения обращений потребителей по вопросам защиты их прав. 3. Отсутствие стимулирующих механизмов повышения уровня профессионального мастерства способствующих улучшению качества, культуры обслуживания граждан |
Влияет на достижение показателя 3 |
Приложение № 3
к муниципальной программе
Тарасовского района
«Экономическое развитие»
Расходы местного бюджета на реализацию муниципальной программы
Статус |
Наименование
|
Ответственный
|
Код бюджетной
|
Расходы (тыс. рублей), годы | |||||||||
ГРБС |
РзПр |
ЦСР |
ВР |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Подпрограьма 3 |
Защита прав потребителей в Тарасовском районе |
сектор социально-экономического прогнозирования Администрации Тарасовского района |
902 |
X |
X |
X |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Основное
|
Укрепление региональной системы защиты прав потребителей |
сектор социально-экономического прогнозирования Администрации Тарасовского района |
902 |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Основное
|
Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей |
сектор социально-экономического прогнозирования Администрации Тарасовского района |
902 |
X |
X |
X |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Основное
|
Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей |
сектор социально-экономического прогнозирования Администрации Тарасовского района |
902 |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
Основное
|
Кадровое обеспечение защиты прав потребителей |
сектор социально-экономического прогнозирования Администрации Тарасовского района |
902 |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 4
|
областного бюджета, федерального бюджета, местных бюджетов
и внебюджетных источников на реализацию муниципальной программы
Статус |
Наименование
подпрограммы государственной программы |
Ответственный
|
Оценка расходов (тыс. рублей), годы | ||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Подпрограмма 3 |
Защита прав потребителей в Тарасовского района |
всего |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
областной бюджет |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– | ||
федеральный бюджет |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– | ||
местный бюджет |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 | ||
внебюджетные источники |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
|
Приложение № 5
к муниципальной программе
Тарасовского района
«Экономическое развитие»
о методике расчета показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы)
№
|
Наименование
|
Единица
|
Методика расчета показателя (формула) и методологические пояснения к показателю |
Базовые
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Показатель 3. Доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей органов местного самоуправления от общего количества поступивших обращений |
процен-тов |
E = F /N * 100
Определяется как доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке |
E – доля потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке; F – потребительские споры, урегулированные в досудебном порядке; N – общее количество рассмотренных обращений граждан службами по защите прав потребителей органов местного самоуправления |