Горячая линия

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (961) 301-0-103

Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора

+7 (800) 555-49-43

Телефон единого консультационного центра финансовых услуг

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (800) 100-29-26

Заседания комиссии

20 июня 2023

В химчистке испортили вещь: что делать?

Как правильно забрать вещь из химчистки?

От ваших действий во время передачи и получения вещи из химчистки зависит многое: например, получите ли вы возмещение двукратной стоимости испорченного платья, брюк или другой вещи.

Важно соблюдать несколько правил:

- Когда передаете вещь в химчистку, попросите указать в квитанции, что она не испорчена, на нет никаких пятен и других недостатков. Хотя это обычно указывают и без просьб.

- Проверяйте вещь сразу после химчистки. Если она испорчена, укажите сразу все недостатки в квитанции.

Сохраните чек о покупке. Если вещь испортят после стирки, так будет проще доказать ее стоимость. Без чека это сделать проблематично. Также понадобится чек об оплате услуг химчистки.

Заберите акт или его копию, где будут указаны недостатки, появившиеся после химчистки.

Пятно обнаружили при приемке вещи

Обязательно укажите в акте все недостатки: какого цвета пятно, где оно расположено. Претензию можно написать и подать сразу на месте, потребовав устранить недостатки или вернуть стоимость услуги (ст. 29 ЗоЗПП). Если вещь безнадежно испорчена – предоставление аналогичной вещи или возврат двукратной стоимости (ст. 35 ЗоЗПП). Но рассчитывать ее будут с учетом степени износа вещи.

Если вещь забрали давно, а пятно увидели только сейчас

Проверять вещи нужно на месте, хоть в Правилах бытового обслуживания и указано, что потребитель вправе проверить сохранность, а не обязан. Причина проста: придя в химчистку через несколько дней, вы можете столкнуться с отказом. Там могут сказать, что передавали вам вещь после химчистки без пятен, к тому же они не указаны в акте или квитанции.

Кроме того, появление пятен по вине химчистки должны доказывать именно вы (п. 4 ст. 29 ЗоЗПП):

Что можно потребовать от химчистки?

Ответственность химчистки за испорченную вещь зависит от того, когда вы заметили пятна. Если при приемке, и это указано в квитанции или акте, можно потребовать:

-Неустойку в размере 3% стоимости услуги за каждый день просрочки (п. 5 ст. 28 ЗоЗПП).

-Возврат стоимости услуги.

-Двукратную стоимость вещи, если она испорчена и ее нельзя восстановить, а химчистка не может предоставить вам такую же.

-Компенсацию услуг юриста, если пришлось обращаться к нему.

-Компенсацию морального вреда.

Если химчистка откажется возмещать добровольно и вам придется обращаться в суд, можно взыскать еще и штраф в размере 50% удовлетворенной судом суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП).

Если пятно обнаружено через несколько дней после того, как забрали вещь из химчистки, вам могут вернуть стоимость услуг только добровольно. Но могут и отказать, потому что неизвестно, по чьей именно вине появились пятна – это законно.

Как отстоять свои права: пошаговая инструкция

Жалоба в Роспотребнадзор в данном случае бесполезна: там могут только оштрафовать химчистку, если действительно обнаружат нарушения. Взыскивать стоимость услуг, неустойку и штраф придется через суд.

Шаг 1: составляем претензию

В претензии укажите полное наименование организации, куда вы сдали вещь в химчистку. Также понадобятся ИНН, ОГРН, ваши данные: Ф.И.О., адрес, номер телефона.

Что еще нужно указать:

- дату заключения договора оказания услуг (передачи вещи в химчистку);

- когда забрали вещь (дата);

- какие недостатки обнаружены;

- ваши требования; перечень документов;

- дату составления и подпись.

Шаг 2: отправляем претензию в химчистку

Лучше всего отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Вместе с ней отправьте копию чека или другого документа, подтверждающего ваше обращение именно в эту химчистку.

Шаг 3: получаем ответ

Если химчистка дорожит репутацией, недостатки выполненной работы исправят за три дня. На возврат денег отводится 10 дней. Если же вам откажут или проигнорируют претензию, переходите к следующему шагу.

Шаг 4: отправляем вещь на экспертизу

Экспертиза нужна, чтобы доказать, что вещь испортили именно в химчистке. Там установят, от чего именно появились пятна, при каких обстоятельствах была порвана вещь, каков процент износа на момент передачи в химчистку и после стирки.

Шаг 5: готовим документы для суда

Вам понадобится паспорт, чек об оплате услуг химчистки, а также акт, в котором указаны все недостатки при приемке. Еще нужно экспертное заключение.

Шаг 6: составляем исковое заявление

Исковое заявление должно соответствовать требованиям ст. 131 ГПК РФ.

Что в нем нужно указать:

- Наименование и адрес суда.

- Данные истца: Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, адрес.

-Данные ответчика: наименование, адрес, ИНН, ОГРН.

-Дату обращения в химчистку, описание переданной вещи.

-Дату, когда забрали вещь из химчистки, описание появившихся дефектов.

-Какие меры досудебного урегулирования были предприняты (претензия, и пр.).

-Исковые требования: взыскать стоимость услуги, стоимость испорченной вещи, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф.

-Опись представленных документов.

-Дату, подпись.

Шаг 7: отправляем судебные документы ответчику

Это входит в обязанности истцов с 2019 года. Нужно отправить один экземпляр искового заявления, и копию остальных документов ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении.

Шаг 8: обращаемся в суд

Исковое заявление можете подать в мировой суд, если цена иска не превышает 100 000 руб. Если больше 100 000 руб., обращаться следует в районный суд.

Территориальную подсудность определяете вы. Можете подать документы как в суд по адресу ответчика, так и по своему месту жительства.

Шаг 9: участвуем в разбирательствах

Если обратились в мировой суд, дело должны рассмотреть за один месяц. Районный – два месяца.

Шаг 10: получаем решение

Суд может удовлетворить ваши требования полностью или частично, как это было в нашем случае. Моей доверительнице компенсировали двукратную стоимость платья, вернули стоимость услуги, а также взыскали штраф 50%, а вот компенсацию морального вреда снизили с заявленных 20 000 руб. до 5 000 руб.

Удостоверенную копию решения вам должны выдать в течение пяти дней после принятия в окончательной форме. В силу оно вступит только через месяц, после чего вы можете забрать исполнительный лист и предъявить его в ФССП, если химчистка до этого сама не выплатит вам деньги.


← Вернуться к списку новостей



Контакты

Горячая линия

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (961) 301-0-103

Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора

+7 (800) 555-49-43

Телефон единого консультационного центра финансовых услуг

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (800) 100-29-26