Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора
+7 (800) 555-49-43Телефон единого консультационного центра финансовых услуг
по будням с 10.00 до 17.00
+7 (800) 100-29-26Так, на фоне сохранения общего числа соответствующих обращений граждан в Роспотребнадзор по сравнению с уровнем 2008 года и уменьшения числа проверок кредитных организаций количество выявленных при этом фактов нарушения требований законодательства о защите прав потребителей возросло в 1,4 раза.
При этом претерпела существенное изменение структура проводимых мероприятий по контролю: если в 2007 году доля плановых проверок составляла лишь 19%, то в 2008 году - уже 45%, а в 2009 - она выросла до 57%, что свидетельствует о возрастании роли превентивного контроля.
Были усилены меры административного воздействия на нарушителей законодательства о защите прав потребителей. Если в 2008 году в ходе 670 мероприятий по контролю в отношении кредитных организаций было составлено 238 протоколов об административном правонарушении, то в 2009 году при меньшем количестве проверок (493) составлено 349 таких протоколов.
При этом количество вынесенных территориальными органами Роспотребнадзора соответствующих постановлений о назначении виновным лицам административного наказания в виде штрафа в 2009 году возросло по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза (276 постановлений), что соответствует динамике предшествующих лет, когда тот же показатель вырос со 137 в 2007 году до 197 в 2008 году, т.е. также в 1,4 раза.
Уменьшилось количество обжалований в арбитражных судах постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных территориальными органами Роспотребнадзора в отношении кредитных организаций. Так, если в 2007 году кредитные организации, привлеченные к ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей, обжаловали 58% постановлений по делу об административном правонарушении, а в 2008 году - 65%, то в 2009 году в результате последовательно отстаиваемой позиции Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей финансовых услуг соответствующий показатель снизился до 55% (за 11 месяцев 2009 года было обжаловано 152 из 276 вынесенных постановлений).
При этом общее количество принимаемых в пользу Роспотребнадзора (его территориальных органов) судебных решений выросло по сравнению с 2007 годом сначала почти в 3 раза (2008 год), а в 2009 году - еще на 70% (если в 2007 году суды первой инстанции вынесли 20 таких решений, то в 2008 году - уже 54, а за 11 месяцев 2009 года - 78).
Аналогичная тенденция (увеличение числа судебных постановлений, признающих законность и обоснованность привлечения исполнителей финансовых услуг к ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей) прослеживается и в вышестоящих арбитражных судах.
В частности, в судах апелляционной инстанции в 2008 году был зафиксирован почти трехкратный рост вынесения решений в пользу Роспотребнадзора как административного органа (29 судебных актов против 11 в 2007 году). В текущем году рост составил 65% (по предварительным данным уже принято в пользу Роспотребнадзора 45 судебных актов). Таким образом, на конец 2009 года почти 60% постановлений судов второй инстанции подтверждают правовую позицию Роспотребнадзора по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.
В кассационной инстанции значительный прирост абсолютных показателей (в семь раз) наблюдался в 2008 году - 14 и 2 судебных акта в пользу территориальных органов Роспотребнадзора (соответственно за 2008 и 2007 годы). В 2009 году отмечается рост данного показателя еще в 2 раза - всего судами кассационной инстанции уже вынесено 28 постановлений в пользу территориальных органов Роспотребнадзора, что составляет 56% от общего количества судебных дел, рассмотренных в третьей инстанции.
Роспотребнадзор также отмечает существенный объем работы, связанный с защитой прав потребителей в судах общей юрисдикции, результатом которой стали 480 заключений по делам о защите прав потребителей финансовых услуг, данных территориальными органами Роспотребнадзора за 2008-2009 годы. При этом в 2009 году было заявлено 5 исков в защиту неопределенного круга потребителей финансовых услуг (в 2008 году - 3 иска).
Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43Телефон единого консультационного центра финансовых услуг
по будням с 10.00 до 17.00
8 (800) 100-29-26«Горячая линия» Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
8 800-100-74-17«Горячая линия» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области»
+7 (863) 251 06 31