Горячая линия

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (961) 301-0-103

Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора

+7 (800) 555-49-43

Телефон единого консультационного центра финансовых услуг

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (800) 100-29-26
18.04.2014

Конфликт между потребителем и кассиром гипермаркета «О’КЕЙ» закончился в судебном заседании.

Наши потребители только начинают осознавать, что бороться за свои права и отстаивать их не только можно, но и нужно. Но всегда ли потребитель прав? Многие отечественные эксперты прогнозируют в ближайшие несколько лет всплеск так называемого «потребительского экстремизма», - то есть недобросовестного манипулирования нормами закона со стороны потребителя с целью получения материальной выгоды. Но последнее слово в споре кто прав, а кто виноват, будет, конечно же, за судом.

Так, к примеру, показательна тяжба, произошедшая в нашем городе.

В Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону обратился гражданин Иванов (фамилия изменена) с иском к ООО «О’КЕЙ». Суть конфликта состояла в том, что кассир данного гипермаркета отказалась продавать гражданину Иванову энергетический напиток «Адреналин» без документального подтверждения совершеннолетия Иванова, а он отказывался предъявить документы. Вмешательство кассового администратора завершилось тем, что возмущенный потребитель предъявил паспорт, подтверждавший его восемнадцатилетие, и смог купить желаемый товар. Одновременно Ивановым была написана претензия на имя директора ООО «О’КЕЙ», в которой он просил уволить с занимаемой должности кассира и кассового администратора за немотивированный отказ в продаже энергетика несмотря на то, что указанный напиток не является алкогольным.

Письмом администрация ООО «О’КЕЙ» уведомила Иванова об отсутствии оснований для удовлетворения его претензии, поскольку проведенной служебной проверкой было установлено, что работники магазина действовали согласно должностной инструкции и распоряжения директора. Данные документы фиксируют, что при возникновении у кассира сомнений в возрасте покупателя ему рекомендовано требовать предъявления паспорта для установления достижения покупателем возраста 18 лет. При установлении возраста покупателя до 18 лет, кассир обязан обратить внимание покупателя на рекомендации производителя, указанные на упаковке, что напиток не рекомендуется пить несовершеннолетним.

В свою очередь Иванов считал распоряжение директора гипермаркета и действия его сотрудников по установлению факта достижения им возраста 18 лет при продаже напитка незаконными и просил суд взыскать компенсацию морального вреда за причинение ему нравственных страданий и длительного эмоционального стресса, вызвавшего отклонения здоровья (генерализированный мимический нервный тик левого глаза). Сумму компенсации он оценил в 10 000 рублей, а также просил взыскать штраф в размере 50 % от взысканной судом суммы.

Согласно действующему законодательству о защите прав потребителей, покупатель имеет право на безопасность приобретаемого товара, а продавец обязан предоставлять достоверную информацию о продукции. Судья пришел к выводу, что действия сотрудников ООО «О’КЕЙ» по установлению возраста Иванова были вызваны необходимостью информирования несовершеннолетних о том, что энергетик «Адреналин» не рекомендован лицам, не достигшим 18 летнего возраста. Однако данные рекомендации НЕ являются основанием для отказа в продаже напитка – но напиток продан был, а значит потребительские права Иванова не пострадали. Соответственно, в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда и взыскании штрафа было отказано.

Какой вывод можно сделать из этой истории? Защищать свои права, конечно же, нужно! Именно так можно сделать потребителей полноправными и уважаемыми участниками рыночных отношений. Однако не стоит злоупотреблять этой возможностью, ведь недаром существует такое выражение, как «золотая середина», в данном вопросе подразумевающее разумное и ответственное отношение к своим правам.


← Вернуться к списку новостей

Контакты

Горячая линия

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (961) 301-0-103

Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора

+7 (800) 555-49-43

Телефон единого консультационного центра финансовых услуг

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (800) 100-29-26