Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора
+7 (800) 555-49-43Телефон единого консультационного центра финансовых услуг
по будням с 10.00 до 17.00
+7 (800) 100-29-26Ежегодно, в целях выявления качества, безопасности, правильности маркировки продукции, реализуемой в Ростовской области, департаментом потребительского рынка проводятся сравнительные исследования товаров с определением соответствующей бальной оценки.
Данные, полученные благодаря проведению исследований, могут служить потребителям ориентиром при выборе товаров и услуг, поскольку в основе исследований лежит изучение свойств продукции в конкретном сегменте рынка посредством ее сравнения между собой и информирования общественности о полученных результатах.
Таким образом, сравнительные исследования являются дополнительным рычагом в отстаивании права потребителей на полную, достоверную, своевременную и независимую информацию о качестве и безопасности продукции в соответствии с требованиями:
-ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»,
-ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»
-ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
В ходе проведения в текущем году сравнительного исследования по группе продукции: колбаса «Докторская» и продукции, имеющей тождественное с ней название и выпускаемой по техническим условиям (ТУ) и стандартам организации (СТО), а также подготовке протоколов, пресс релизов по результатам исследований, возник ряд вопросов у производителей данной продукции в части правильности выводов экспертов. Это связано с тем, что недостоверная информация, размещенная в широком доступе, может негативно повлиять на репутацию компаний.
Учитывая спорность возникшей ситуации, ранее опубликованный департаментом пресс-релиз по итогам проведения сравнительных исследований колбасных изделий был снят с новостной ленты сайта www.zppdon.ruи направлен для подготовки дополнительных разъяснений в адрес экспертов лаборатории ФБУ «Ростовский ЦСМ», проводивших исследование.
Так, в настоящее время, по данным экспертов, на потребительском рынке Ростовской области имеется широкий ассортимент продукции, имеющей тождественные или сходные до степени смешения названия продукции, выпускаемой в соответствии с ГОСТ Р 52196-2011 «Изделия колбасные вареные. Технические условия».
Согласно обязательных требований ТР ТС 034/2013 использование тождественных названий к продукции, выпускаемой по межгосударственным стандартам, и не выполнение норм этих стандартов, классифицируется как действия, которые могут ввести в заблуждении потребителей (приобретателей) данной продукции.
Согласно требованиям п.107 «Требования к маркировке продуктов убоя и мясной продукции» ТР ТС 034/2013 во избежание действий, вводящих в заблуждение потребителей (приобретателей) продукции не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественные или сходны до степени смешения с названиями продукции, установленными межгосударственными стандартами, за исключением продукции, выпускаемой по этим стандартам.
В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68 данное требование вступит в действие с принятием межгосударственного стандарта.
Таким образом, пока что вся продукция, выпускаемая под «ключевым» словом «Докторская» и каким-либо дополнением (типа Деревенская, Семейная, Премиум и пр.) соответствует присвоенному производителем наименованию, то есть вывод в пресс-релизе о несоответствии следующей продукции по наименованию не являются корректными:
- колбаса вареная «Докторская сливочная», (ЗАО Мясокомбинат «Тихорецкий»);
- колбаса вареная «Докторская традиционная», (ЗАО «Микояновский мясокомбинат»);
- колбаса вареная «Докторская экстра», охлажденная, (ИП Павлов А.С., Россия, Республика Башкортостан);
- колбаса вареная «Докторская Черкизовская», (ОАО ЧМПЗ);
колбаса вареная «Докторская Дубковская», (ООО Мясокомбинат «Дубки»)
Для оценки того, насколько тождественны потребительские свойства продукции, выпускаемой по техническим условиям (ТУ) предприятий-производителей, показателям стандарта при близости наименований продукции было проведено сравнение потребительских свойств продукции:
- «Докторская сливочная»,
- «Докторская традиционная»,
- «Докторская экстра»,
- «Докторская Черкизовская»,
- «Докторская Дубковская»
с требованиями стандарта ГОСТ Р 52196-2011, который определяет требования к колбасной продукции, имеющей традиционное название «Докторская» и соответствия информации на этикетке с фактическими показателями.
В ходе проведения сравнительного исследования получены следующие результаты.
Образцы продукции для сравнительных испытаний |
Наименование и адрес предприятия изготовителя |
Наименование документации |
Требования по ГОСТ Р 52196-2011 |
Информа-ция на этикетке продукции
|
Фактиче-ские пока-затели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
«Докторская Экстра», охлажденная |
ИП Павлов А.С. Россия, Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. Северная, дом 7 |
ТУ 9213-015-0086378643-14
|
|
|
|
Массовая доля белка , % не менее |
12.0 |
8.0 |
7.69 | ||
Массовая доля жира , % не более |
20.0 |
20.0 |
7.9 | ||
Массовая доля крахмала |
не допуск. |
- |
обнаруж. | ||
Пищевая ценность ккал |
не более 228 |
Не более 270 |
162 | ||
Колбаса вареная «Докторская традиционная» |
ЗАО «Микояновский мясокомбинат», г. Москва, ул. Пермская, владение 3 |
ТУ 9213-037-51032326-03
|
|
|
|
Массовая доля белка , % не менее |
12.0 |
11.0 |
11.06 | ||
Массовая доля жира , % не более |
20.0 |
19.0 |
18 | ||
Массовая доля крахмала |
не допуск. |
на этикетке указано |
обнаруж. | ||
Пищевая ценность ккал |
не более 228 |
240 |
228.2 | ||
«Докторская Черкизовская» |
ОАО ЧМПЗ, 107143, г. Москва, ул. Пермская, владение 5 |
ТУ 9213-057-11510767
|
|
|
|
Массовая доля белка , % не менее |
12.0 |
12.5 |
11.25 | ||
Массовая доля жира , % не более |
20.0 |
20.0 |
14.4 | ||
Массовая доля крахмала |
нет |
- |
- | ||
Пищевая ценность ккал |
не более 228 |
не более 234 |
174.6 | ||
Колбаса вареная «Докторская Дубковская» |
ООО Мясокомбинат «Дубки», РФ, Саратовская область, пос. Дубки |
ТУ 9213-003-51403449-2014
|
|
|
|
Массовая доля белка , % не менее |
12.0 |
11.7 |
10.69 | ||
Массовая доля жира , % не более |
20.0 |
22.8 |
21.3 | ||
Массовая доля крахмала |
нет |
- |
- | ||
Пищевая ценность ккал |
не более 228 |
250.0 |
234.5 | ||
Колбаса вареная «Докторская сливочная» |
ЗАО Мясокомбинат «Тихорецкий» г. Тихорецк, ул. Парковая, 43 |
ТУ 9213-002-00422020
|
|
|
|
Массовая доля белка , % не менее |
12.0 |
9.0 |
10.69 | ||
Массовая доля углеводов, % |
- |
5,0 |
5,0 | ||
Массовая доля жира , % не более |
20.0 |
20.0 |
11.6 | ||
Массовая доля крахмала |
нет |
на этикетке указано |
обнаруж. | ||
Пищевая ценность ккал |
не более 228 |
не более 240 |
167.2 |
Из сравнительной таблицы видно, что в некоторых образцах исследуемой продукции обнаружен ингредиент «крахмал»:
-«Докторская экстра»;
-«Докторская традиционная»
-«Докторская сливочная»
Присутствие и количество данного компонента определяется требованиями технических условий, по которым выпускается. Производители колбасных изделий часто используют в разработанных собственных рецептурах колбас различные добавки не животного происхождения, в том числе крахмал. Растительное сырье и вспомогательные материалы добавляют для улучшения потребительских свойств и выхода готовых колбасных изделий на единицу мясного сырья. Крахмал используют в колбасном производстве в качестве влагоудерживающего компонента, позволяя увеличить выход колбасных изделий до 10-15% не ухудшая структуру. В продукции «Докторская», выпускаемой по ГОСТ Р 52196-2011 присутствие «крахмала» не допускается.
В двух образцах установлен факт недостоверной информации на потребительской этикетке продукции, что классифицируется как несоответствие требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». В настоящее время предприятия - производители пищевой продукции имеют широкие возможности по использованию собственных рецептур и выпуску продукции по технической документации, однако при этом они обязаны достоверно указывать ингредиентный состав своей продукции. В исследуемой группе продукции это определяется требованиями ТР ТС 022/2011, ТР ТС 034/2013. Требования достоверности нарушены в следующих образцах продукции:
1. Фактический показатель белка меньше указанной на упаковке продукции:
- «Докторская Черкизовская»,
- «Докторская Дубковская».
2. Значение показателя пищевая ценность не соответствует фактическим результатам в двух образцах.
В части определения показателей безопасности (микробиологические требования к продукции) результаты экспертиз показали соответствие требованиям технического регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011, ТР ТС 034/2013.
Таким образом, чтобы приобрести настоящий мясной продукт без растительных добавок, необходимо выбирать вареную колбасу высшего сорта, изготовленную в соответствии с ГОСТ Р 52196-2011. Также нужно обращать внимание на наименование продукта. Согласно национального стандарта название вареной колбасы должно состоять из одного слова – например, «Докторская». Если рядом с традиционным названием стоит уточнение «по-особому» или наименование бренда, это колбаса, изготовленная по техническим условиям (ТУ) или стандартам организации (СТО), - прокомментировала директор департамента потребительского рынка Ирина Теларова.
Для получения консультации по защите прав потребителей можно обращаться по телефону горячей линии Департамента потребительского рынка: 8 (863)301-0-103. В разделе «Задать вопрос» сайта www.zppdon.ru можно получить письменный ответ на обращения по вопросам потребительского законодательства.
За дополнительной информацией обращаться: Горельцева Ирина Сергеевна, тел: 269-77-54, e-mail: gis304@mail.ru
Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43Телефон единого консультационного центра финансовых услуг
по будням с 10.00 до 17.00
8 (800) 100-29-26«Горячая линия» Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
8 800-100-74-17«Горячая линия» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области»
+7 (863) 251 06 31